Дело Анны Нетребко
Опасный прецедент
Не желая признавать свои ошибки, влиятельные руководители музыкальных организаций в Европе объявляют российскую певицу реабилитированной
Martin Kienzl • 13. April 2023
Прежде всего, позвольте мне сказать следующее: я снова пишу о деле Анны Нетребко не для того, чтобы очернить отдельных людей или нанести им личный вред. Просто я считаю, что этот случай должен стать поводом для размышлений о том, что такое художник, по каким критериям его оценивает общество, и как люди искусства, и представители оперного сообщества в том числе, должны себя вести в современном мире, чтобы защитить принципы свободы, толерантности и демократии.
История учит нас, что зло приближается маленькими шагами. Каждый из этих шагов слишком мал для того, чтобы возмутиться и начать действовать. Но постепенно зла становится так много, что оно побеждает.
Поэтому мы всегда должны помнить об этих маленьких шагах зла и распознавать их, когда их совершают представители мира классической музыки. К этим маленьким шагам относятся: выражение симпатии к врагам демократии, выступления пропагандистов авторитарных режимов, финансируемые из денег западных налогоплательщиков, участие в предвыборных кампаниях авторитарных лидеров , пропаганда реваншизма и империализма, одобрение "референдумов", недействительных по критериям ООН (Юстус Франц и Йоан Холендер в унисон заявили по поводу голосования в Крыму в 2014 году, что нужно следовать "воле народа"), легитимизация автократии и поддержка террористических действий и агрессивных войн, развязанных ими, неприятие плюрализма.
К сожалению, мы снова живем во времена, когда необходимо помнить, что принятие этих "маленьких шагов зла" без возмущения и немедленной реакции грозит привести к катастрофе. Если мы на Западе считаем пакты с тоталитаризмом и террором "приемлемой нормой" , то такие политики как Путин имеют все основания считать нашу демократическую систему слабой и недостойной уважения.
В сентябре 1947 года, Бруно Вальтер, великий дирижер, происходивший из немецко-еврейской семьи и вынужденный бежать от нацистов, впервые после катастрофы Второй мировой войны вновь встретился с Венским филармоническим оркестром. Он приветствовал оркестр словами: "Мы, музыканты, должны сделать выбор. Стоим ли мы на стороне добра, или нет. И мы должны быть примером".
Сила общественного мнения.
Какой пример мы подаем будущим поколениям, если упомянутые выше "маленькие шаги" не вызывают негативной реакции? Хорошо ли, что молодые деятели искусства видят, что можно успешно продвигать свою карьеру любыми средствами и что можно без последствий пользоваться поддержкой авторитарных и анти демократических групп? Какое влияние на наше общество оказывает безучастное созерцание того, как политические позиции, направленные на разрушение правового порядка и отрицание демократических ценностей, делаются все сильнее? Насколько бдительными и непоколебимыми в своих взглядах мы остаемся? Министр обороны Латвии Инара Мурниеце недавно сказала замечательную фразу по этому поводу: "Из опыта Украины мы знаем что только морально устойчивое и подготовленное общество может противостоять агрессору".
Поэтому я хочу еще раз предупредить об опасности. В Европе - в отличие от США - один художественный руководитель за другим демонстрируют, что для них не имеет значения на что артист использует приобретенную на сценах славу. И если артист использует ее для борьбы против свободы, демократии и мира, на это закрывают глаза.
В задачи искусства входит критический взгляд на современность и просвещение аудитории, и именно поэтому от искусства следует ожидать повышенной бдительности в вопросах этики и особого внимания к скрытым, неявным опасностям. Если большая часть бизнеса и некоторые политики руководствуются в своих действиях прежде всего материальными соображениями, то искусство, и именно оно, должно осмысливать моральное состояние общества и, если необходимо, бить тревогу.
Капитаны без компаса
В 2014 году, когда фактически началась эта нарушающая международное право война, почему молчали большинство европейских режиссеров и художественных руководителей? Иноменно тех, которые обычно с таким жаром обсуждают на своих сценах катастрофу 1930-х годов и призывают к бдительности против подобного развития событий в настоящем? Как могло случиться, что даже в 2022 году, когда стало ясно, что на наших глазах происходит геноцид, многие так и не заявили о своей позиции и молчат до сих пор?
Нельзя снимать ответственность с тех, кто старательно не замечает происходящего или оправдывает преступления; они тоже отчасти виноваты в катастрофе, которой стала эта война. Есть ли еще моральный компас, или он уже потерян? Мы видим, что до сих пор существуют режиссеры с устаревшим, авторитарным стилем управления, которые сотрудничают с недобросовестными артистами, обвиняемыми в насилии движением MeToo или других этических проступках, и это значит, что моральным компасом пренебрегают осознанно.
В начале апреля директор Берлинской государственной оперы Маттиас Шульц нерешительно, но все же присоединился к числу тех, кто в соответствии с модным девизом "К черту совесть" (© член Национального совета Австрии Мария Гроссбауэр) пригласил Анну Нетребко вернуться. Если послушать его интервью Андреасу Йелли в Ö1 Morgenjournal от 3 апреля 2023 года, возникают сильные сомнения в правильности этого решения. Тем не менее, оно было принято. Цитата из интервью: "Ее действия показывают, что она сделала выбор в пользу Европы. Тем не менее, если она вдруг появится на петербургском фестивале "Белые ночи", это станет большой проблемой”.
Маттиас Шульц правильно сомневается. На март 2023 Нетребко все еще числится в списке артистов агентства Берин-Иглесиас, которое десятилетиями делает для нее концерты в России. (Как сказал основатель агентства Максим Берин автору: "Украинский диалект это что такое?". )
Не далее как 24 февраля 2023 года российское государственное информационное агентство РИА опубликовало большую статью "Как наши звезды покоряют Европу и США". В ней в качестве примеров приводились вечера Нетребко в Милане и Висбадене, а художественные руководители музыкальных площадок Доминик Майер и Уве Эрик Лауфенберг были отмечены соответствующим образом (благодаря им Нетребко не заперта в России!). РИА - это информационное агентство, опубликовавшее 3 апреля 2022 года статью "Что России делать с Украиной", которая отрицала право Украины на существование и узаконивала российское вторжение в Украину.
Нетребко в настоящее время явно на скамейке запасных путинского режима. Желание, четко сформулированное на одежде Нетребко в Вене 9 мая 2010 года, снова расширить сферу российской власти до Берлина, похоже, все еще овладевает ею. Если русские снова дойдут до Берлина, как она хочет, тогда можно ожидать ее участия в "праздновании победы" и отмены воссоединения Германии у Бранденбургских ворот. До тех пор она, вероятно, переедет в Баку. В столице Азербайджана, которая в настоящее время занимает 154-е место из 180 стран по индексу свободы прессы "Репортеров без границ", несколько дней назад ее муж Юсиф Эйвазов был назначен оперным режиссером.
На сегодняшний день Анна Нетребко не поет (пока?) в России. Тем не менее, на словах и на деле она поддерживает это террористическое государство и никогда, даже под давлением общественности, не сказала ни слова против режима Путина. Но одного того, что она не выступает там на сцене оказывается достаточным чтобы ее снова приглашали в Берлин и в другие города Европы. И снова деньги немецких налогоплательщиков текут к человеку, который в прошлом открыто боролся с нашей демократией, отказывал Украине в национальной идентичности и призывал к насильственному пересмотру европейского послевоенного порядка.
То, что ее заявление "Я хочу, чтобы эта война прекратилась" принимается европейскими музыкальными руководителями в качестве оправдания этих аберраций, просто поразительно - ведь даже Путин подписался бы под этими словами, только истолковав их в свою пользу.
Андреас Йелли спросил Маттиаса Шульца: "Достаточно ли она дистанцировалась от Путина? Шульц: "На мой взгляд, этого нельзя сказать. Одних этих слов недостаточно."
Чтобы спасти честь музыкального мира, в заключение следует отметить, что не все члены этого сообщества думают и поступают так, как Маттиас Шульц, Александр Нееф, Николаус Бахлер, Уве Эрик Лауфенберг, Доминик Майер, Кай Гниффке или Богдан Рошчич. В мире оперы все еще есть люди, придерживающиеся основных этических принципов. История докажет их правоту.